Вопросы и Ответы

Почему в мире существует страдание?
Страданию подвержено всё живущее на нашей планете. Каждый из вас ежедневно узнаёт из газет, передач радио и телевидения, как много людей на Земле страдает. Они страдают от автомобильных катастроф, от страшных болезней и преступлений. Многие страдают от того, что они родились в бедности или в странах, находящихся под властью диктаторов. Существует множество поводов страданий, их перечень занял бы целые страницы. Но наш вопрос не относится к материальным причинам. Он касается самих истоков страдания.

Сказать, что страдание существует, потому что существуют преступления или катастрофы, явно недостаточно. Наш вопрос простирается вглубь, до корней человеческих мучений и бед.

Первое, что нужно сказать о страданиях, это то, что огромная их часть является результатом действиймогущественного сверхприродного существа, именуемогосатаной, или дьяволом. Причинять людям страдания и отвращать их от Бога — для него наслаждение. Люди нередко обвиняют в своих страданиях Бога, но Он ли их виновник? Дьявол торжествует, видя, как из-за его злодеяний «теряет доверие» Бог.

К страданию ведет бунт человека против Бога, ведут зло и грех в сердцах людей. Сколько страданий принёс в современный мир, например, коммунизм, или люди, мучающие других людей?

Безбожные диктаторы обрекают на страдания свои собственные и соседние народы. Как много бед только в нашем столетии натворили такие люди, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Мао Цзэдун! Результатом их тирании стали бедность, болезни, физические и нравственные страдания многих миллионов людей.

Можно сказать, что страдание есть результат свободы. Бог дал человеку определённую степень свободы. Если бы человек был подобен роботу, автомату, то Господь мог бы в любой ситуации повести его по правильному пути. Но Бог дал человеку свободу выбора: любить Его и повиноваться Ему или восстать против Бога. Когда человек восстаёт против Бога, то он мучает самого себя и своих ближних.

Размышляя о страдании, нужно также помнить, что Бог установил определённые естественные законы, которые управляют вселенной. Если бы не существовало, например, закона тяготения, то мы плавали бы в пространстве. Но тот же закон является причиной страданий и смерти людей, упавших с высоты.

Благодаря ураганам земля освобождается от избытка тепла и энергий. Теплые ветры южных широт движутся к северу и охлаждаются от земли. Но случается, что при этом они образуют разрушительные вихри. Эти вихри поднимают высокие волны в океане. Не ураган сам по себе является причиной страданий, а люди, которые забывают об опасности, — ураган «наказывает» их. То же самое можно сказать о разломах и сдвигах земной коры, вроде разлома Сан-Андреас. Они необходимы для предотвращения более масштабных катаклизмов. Но люди продолжают строить дома в районе Сан- Андреасского разлома и, следовательно, рискуют пострадать в случае землетрясения. Такое страдание — не результат намерений Бога, оно проистекает из человеческого безрассудства. Мы можем учитывать естественные закономерности и приспосабливаться к ним, а можем их игнорировать и в результате этого страдать.

В высокой заболеваемости тоже повинны сами люди. Многие болезни проистекают от неправильного питания. Люди едят не то, что следует. Бог даёт нам натуральный сахар, но мы его отбеливаем. Мы едим сдобный белый хлеб, тогда как для нас полезнее хлеб грубого помола. Бог даёт нам натуральные плоды, содержащие клетчатку, но мы её удаляем, а сами плоды варим. То же самое мы делаем сапельсинами, из которых сцеживаем сок, а полезные волокна и кожу выбрасываем. Мы чистим картошку и едим только то, что содержится внутри. Поступая так, мы выбрасываем то, что Бог нам дал для сохранения здоровья.

Имеются данные, что 75-80 % заболеваний в Соединенных Штатах — психосоматического характера. Мы не научились доверять все наши заботы Богу, как об этом говорится в 1 Петра 5:7, и в результате наше измученное, заблудившееся сознание вредит телесному здоровью.

Мы сами себя делаем больными, предаваясь таким вещам, как курение, потребление алкоголя и наркотиков. В автомобильных катастрофах в нашей стране ежегодно погибают несколько десятков тысяч человек, и половина этих катастроф происходит из-за управления в нетрезвом состоянии.

Даже технологический уровень нашего общества является причиной страданий. Если бы не было автомобилей, не было бы смертей и увечий на дорогах. Наш воздух не загрязнялся бы дымом заводов и выхлопными газами автомобилей, если бы не было ни заводов, ни автомобилей. Это плата за наш уровень цивилизации. Если бы мы не захотели платить столь высокую цену, мы бы вернулись к примитивному обществу. Наш образ жизни в современном мире во многом вредит здоровью.

Для иллюстрации того, как сам человек создаёт причины своих страданий, рассмотрим, что происходит сейчас в Африке. Северная часть этого континента была когда-то прекрасной, плодородной страной, покрытой лесами. Но несколько столетий назад люди уничтожили множество деревьев. В результате верхний слой почвы подвергся эрозии, и страна превратилась в пустыню. Без защитного растительного покрова климат становился все более сухим и жарким. В поисках плодородной земли люди двинулись на юг. По мере продвижения, они опять истребляли леса, а значит, и пустыня двигалась вслед за ними. Сейчас в северной Африке она занимает 3,5 миллиона кв. миль. Здесь, как и во многих других районах планеты, человек нарушил экологическое равновесие в природе. В результате нужда и голод усугубляются.

В Индии наблюдаются сходные проблемы. Она была когда-то одной из самых плодородных стран. Но её народы исповедуют религию, которая объявляет священными крыс и коров. Коровы уничтожают огромное количество растительности, крысы — большую часть урожая зерна. Благодаря новому пониманию природы, соответствующим агротехническим приёмам, программе озеленения и очистки загрязнённых рек, Индия получила возможность стать страной, полностью обеспечивающей себя продовольствием.

Проблема не в действиях Бога, а в человеческом безрассудстве на протяжении многих лет и, может быть, столетий. И от поколения к поколению проблемы обостряются.

Люди причиняют самим себе и другие виды страданий. Возьмём, к примеру, такие заболевания, как сифилис, гонорея, СПИД. Все они — результат сознательно выбранного образа жизни, который противоречит Слову Божьему и нарушает божественные законы. Не Бог насылает эти болезни, они — естественное следствие безнравственности. Когда она распространяется, то сама становится неизлечимой болезнью, которая поражает миллионы людей.

Почему Бог допускает всё это? Этот вопрос заставляет нас вернуться к утверждению, что Бог сотворил человека как свободное существо — вплоть до возможности уничтожения Божьих созданий. Бог посылал пророков, проповедников и других святых людей, чтобы предупредить нас, заставить свернуть с неправедного пути, но этих людей, как правило, не слушали. Их не слушали четыре тысячи лет назад, не слушают и сегодня.

Верно, что праведники часто страдают, и так будет всегда, пока мы живём в мире, который лежит во зле. Если кто-то выступает против зла, то тем самым он вовлекается в борьбу, а борьба неизбежно причиняет боль и страдания. Иисус сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20).

Иисус Христос был единственным абсолютно совершенным человеком на земле, и люди убили Его. Почему? Потому что Он вступил в соприкосновение со злом и пытался воздействовать на него. Иоанн Креститель был обезглавлен, потому что он говорил людям, что они нарушают Божьи законы (Марка 6:25- 28). Так было во все времена, и тех, кто были Божьими посланниками, часто изгоняли и мучили люди, которых они хотели предостеречь. Этот род страданий, по-видимому, неизбежен, пока мы живём в мире суеверий, ненависти и невежества.

Страдание, если мы смиряемся с ним, является одним из способов нашего очищения. Многим было ниспослано страдание с целью обратить их к Богу. Пока эти люди не утратили материального благополучия и крепкого здоровья, у них не было желания обращаться к духовным предметам. Но, с другой стороны, страдающий человек может подвергнуться искушению отступить от Бога. Он не должен поддаваться этому искушению — наоборот, он должен чтить Бога и молиться, и тогда он будет благословлен, даже на пределе его страданий. Те, кто страждет, должны помнить, что нет воли Божьей ни на чьи страдания.

Они должны помнить также, что Бог вмешивается в жизнь тех, кто усердно ищет Его. Тысячи людей могут засвидетельствовать о таком вмешательстве и облегчении боли, однако оно зависит от доверия и близости к Богу. Так надо ли принимать всё и благодарить Бога за всё, что с нами происходит?Бог прямо отвечает на этот вопрос в Библии. «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

Важно понять, что спокойно принимать те или иные вещи не означает мириться с ними. Вы должны принимать страдание, не озлобляясь, и вы можете принять его, не смиряясь с ним. Страдание не есть «ваша судьба». Страдающий человек не должен оставлять стремления приблизиться к Богу, чтобы просить Его об избавлении. Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8). Смысл в том, чтобы не переставать просить, искать, стучаться.

И последнее. Определённое страдание всегда сопряжено с бурным развитием. Когда человек поднимается на высший уровень интеллектуальной деятельности, это влечёт за собой борьбу, а она связана со страданиями. Если спортсмен выходит за пределы своих прежних достижений и возможностей, стремясь к новому рекорду, это может причинить боль. Естественно страдание, когда вы быстро пробежали одну или две мили и ваши лёгкие на пределе, а тело жаждет отдыха. Но это и великая радость — выйти за старые границы, расширить свои возможности, обрести новое состояние.Этот род боли — не то же самое, что страдание как таковое. Некоторые не видят разницы между страданием, которое вызвано злом, и испытаниями, которые приходится претерпевать, чтобы выйти на новый уровень опыта. Подобные испытания неизбежно сопутствуют переходу от одного уровня достижений к другому, более высокому. Всякое страдание временно. Оно пройдёт, когда Сам Иисус вернётся на землю. В Откровении 21:4 читаем: «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

Если Бог Всемогущ, почему Он не уничтожит сатану?
Власть Бога основана на любви. Нравственное основание вселенной покоится на разуме, любви и справедливости. Если бы Бог действовал по произволу и применил силу, то это значило бы, что Он правит при помощи страха, а не любви. Он желает, чтобы люди любили Его и служили Ему добровольно, а не из-за страха перед Ним. Когда Бог даёт сатане некоторую» степень свободы, то это значит, что Он даёт возможность Своим созданиям проявить свободную волю. Он разворачивает драму земной жизни, которая по своей природе есть космическая драма, и в ней мужчины и женщины, созданные по образу Божию, свободно избирают путь служения Богу. Если бы Бог проявил Свою власть и поразил сатану, то другие сотворённые существа могли бы сказать, что Он это сделал потому, что не мог победить любовью, и прибегнул к силе и страху.

Божественный план победы любви над ненавистью захватывает и поражает. Бог поселил на земле существо — человека, — созданное по Его образу и подобию. Затем Он позволил сатане искусить человека, и человек поддался ему через своё собственное падение. Потом перед лицом ангеловнебесных на земле развернулась драма искупления, когда Бог послал Своего Сына умереть за падшего человека. И начала умножаться церковь, в которую шло множество людей, свободно избравших путь Божественной любви, а не сатанинского бунта.

Придёт время, когда Господь соберёт людей, которые любят Его по своей свободной воле, и они засвидетельствуют, что любовь — самая великая сила во вселенной. Победа любви станет началом конца сатаны.

Сначала Бог поместит его в место, откуда он не сможет выбраться тысячу лет (см. Откровение 20:2-3, а также гл.7, вопрос 4). Затем Бог покажет, как прекрасен мир без сатаны. К концу этого времени сатана будет освобождён, он снова станет совращать народы и, наконец, будет окончательно низвержен. Тогда Бог осудит его на вечные муки.

Сатана — это своего рода орудие Бога в том смысле, что он позволяет нам увидеть Божье долготерпение (см. 1 Тимофея 1:18-20; 1 Коринфянам 5:3-5). Людям было бы трудно постичь Божью любовь без явного зла и ненависти Его врага. Но Бог не толкал сатану на восстание ради того, чтобы мы лучше поняли Его любовь. Сатана согрешил по своей воле, из гордости. Он считал, что его мудрость превосходит мудрость Бога (см. Исайя 14:12-15; 1 Тимофея 3:6). Мы всегда должны помнить, что Бог и дьявол не равны (см. Иезекиль 28:13-19). Дьявол — творение Бога, и Бог может поступить с ним по Своей воле (см. Откровение 20:7-10).

Каков Божий замысел о человеке?
В книге Бытия вы найдёте слова Бога, обращённые к человеку:»плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Бытие 1:28). Бог желает, чтобы человек был плодовит. Это означает как воспроизводство в смысле деторождения, так и духовное воспроизводство, возрастание. Это означает приносить плоды Господу, умножая любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание (см. Галатам 5:22-23).

Бог желает, чтобы люди размножались и росли в различных смыслах. Искусственные ограничения роста противоречат Библии. Концепция «нулевого роста», например, не соответствует библейскому духу, равно как и концепция социалистического управления, которая предполагает произвольный контроль над способностью человека делать деньги, творить и изобретать. Бог желает, чтобы человек был плодовитым, творческим, активным существом.

Бог желает также, чтобы люди были сильнее дьявола. Он хочет, чтобы мы, как Его представители, низвергли сатану. Эту власть дал нам Иисус Христос. Он хочет, чтобы мы избавились от дел сатаны — бедности, угнетения всякого рода, невежества и неверия. Он желает, чтобы мы несли людям Его благословение и освобождали их от всевозможных разрушительных сил.

Когда мы избавимся от всего того, что угнетает наших ближних, то, согласно воле Божьей, мы должны стать хозяевами земли. Нам предназначена власть над водами, над воздухом, над полями, птицами, животными по всей земле. Нет воли Божьей на то, чтобы мы загрязняли воду и воздух, добывали ископаемые из земли только ради личной выгоды. Мы должны быть разумными хозяевами и управителями, которые слушают Бога. Он желает, чтобы мы управляли миром, как Его сыновья и дочери. Чтобы мы принесли в этот мир праведность. Наша главная задача — управлять Божьим творением на земле, возрастать в Боге и поступать, как Его сыновья и дочери.

В «Вестминстерском кратком катехизисе» пресвитериане учат, что главное назначение человека — прославлять Бога и угождать Ему. Право на владычество, данное в книге Бытия, не имеет смысла вне прославления Бога. Мы должны слушаться Его, любить Его, ходить перед Ним, быть близкими Ему. Пророк Михей говорит об этом такими словами: «О, человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (Михея 6:8).

Как узнать волю Божию?
Лучший путь узнать волю Божию — это хорошо знать Священное Писание. Вполне вероятно, что то, что вы желаете узнать относительно Божьей воли, изложено в Библии. Если вы отлично знаете Библию и умеете ясно понимать и толковать её, то вы легко узнаете волю Божью. Другой путь узнать Его волю — молитва, когда вы пребываете в общении с Богом и познаёте, что угодно Ему. В Писании сказано: «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Колоссянам 3:15). Это означает, в частности, что мир Божий — как бы указатель: если вы нарушаете волю Божию, то мир Его оставляет вас и вы приходите в смятение. Вы сразу понимаете, что пошли против воли Божьей. Подчеркиваю: Святое Писание и мир, который даётся благодаря постоянной связи с Богом, суть лучшие пути познания

Его воли. Бог показывает нам Свою волю также множеством других способов. Например, через благочестивых советчиков. Мы можем узнать её частично по обстоятельствам и по внутреннему голосу Духа Божия, пребывающего в нас. Порой Бог посылает нам видения и сны. Он может послать Ангелов и даже Сам предстать перед нами. Бог бесконечен, и Он может открыть нам Свою волю самыми разными путями. Главное — покоряться Ему и желать делать то, что Он говорит нам. Если наша цель — исполнить Его волю, то так или иначе мы узнаем Его указания.
Наконец, тем, кто не в состоянии распознать «положительные» указания Бога, я советую руководствоваться «отрицательными». Говорите: «Отче, я хочу во всем следовать Твоей воле. Не допусти разрушиться Твоим планам и замыслам о моей жизни». Как говорит автор Притч, «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притчи 3:5-6).

Что говорит Библия о разводе и повторном браке?
В Библии ясно сказано о разводе и повторном браке. В Ветхом Завете Моисей разрешил мужчине получать развод по любым основаниям (Второзаконие 24:1-4). Позднее, в Новом Завете, когда Иисуса спросили о разводе, Он ответил, что Моисей разрешил им развод по причине жестокости их сердец. Он сказал, что в начале не было так. Затем Иисус продолжал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью? Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В очах Божиих брак является пожизненной связью, которая никогда не должна нарушаться действием человека. В книге пророка Малахии Господь говорит, что Он ненавидит развод (Малахии 2:16). Совершенная воля Божья состоит в том, чтобы общество и будущие поколения сохранялись через нерушимость брака и в воссоединении распавшихся семей. В крайнем случае, существуют всего лишь два основания для развода и повторного брака. Если имело место прелюбодеяние (супружеская неверность), развод может быть получен, так как измена уже нарушила семейные узы и развод является формальным признанием свершившегося факта. Апостол Павел добавил к поучениям Иисуса то, что названо по его имени «привилегией Павла». Согласно ей Павел учил, что если неверующий супруг оставил верующего, то последний более не связан узами брака, но свободен вступить в повторный брак (1 Коринфянам 7:15). Некоторые люди рассматривают это как «конструктивный уход», когда муж настолько измучил жену, что она не в состоянии долее этого переносить, или когда жена настолько измучила мужа, что он не может более оставаться с ней. Если так случается, то ситуация равносильна уходу, и, независимо от того, произошло ли фактически разделение супругов, развод и повторный брак дозволен. За исключением этих причин Библия не признаёт никаких других оснований для развода. Не оправдывается развод по причине несовместимости, недостатка любви или различия в карьерных устремлениях между супругами. И, право, кажется маловероятным, чтобы два христианина, преданные служению Господу Иисусу Христу, имели какие-то основания для развода. Очевидно, что, когда лицо, не имеющее указанных в Библии причин для развода, вступает в повторный брак, оно, строго говоря, совершает прелюбодеяние.
Допускает ли Библия секс ради удовольствия?
Некоторые религиозные люди полагают, что единственной причиной половой жизни является продолжение рода. Другие считают, что существуют более высокие причины для полной близости: это высшая степень соединения мужчины и женщины — соединение двух душ, двух сознаний, двух тел. В Ветхом Завете слово, обозначающее половую близость, звучало как «познать» (мужа или жену). Самое интимное знание мужа и жены друг о друге проистекает от этих трёх соединений в христианском браке. Именно поэтому сексуальная жизнь христианина является гораздо более мотивированной, нежели у нехристиан. Нехристиане не могут соединиться в духе. У них отсутствует это важное измерение. Библия говорит, что в браке один супруг отдаёт своё тело другому, и что они не должны воздерживаться друг от друга, кроме как на короткое время поста. Бог создал нашу нервную систему такой, что мы получаем удовольствие от секса. Секс в браке — доброе и святое дело, заповеданное Богом.
Чем Иисус отличается от Конфуция, Будды и Мухаммеда?
Иисус Сам заявлял о Своей Божественной природе и допускал, чтобы Его чтили как Бога. После Воскресения один из Его учеников пал на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28). Для благочестивого иудея это могло бы быть кощунством, но Иисус благосклонно принял такое именование. Он говорил: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Матфея 26:64). Он называл Себя Сыном Божьим (см. Иоанна 3:16-18). Во время земной жизни Он говорил о Себе такие слова, что, если бы они не были истиной, это были бы слова безумца. Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Иоанна 8:12); «Я есмь хлеб жизни (Иоанна 6:35); «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанна 6:53). Иисус не однажды указывал на Свою Божественную природу. Когда люди сомневались в Его словах и оспаривали их, Иисус сказал, что если бы Он отрицал Свою Божественность, то был бы подобный им лжец (см. Иоанна 8:55). Мухаммед верил, что он пророк. Будда ощущал себя искателем истины. Конфуций никогда не претендовал ни на что большее, кроме как быть мудрым учителем. Только Иисус назвал Себя вечным Сыном Божиим. Он — Бог и Он доказал Свою Божественность. Иисус умер и был погребён, но восстал из мёртвых (Матфея 28:7; Деяния 13:30-31). После Воскресения Его видели более пятисот человек (см. 1 Коринфянам 15:4-8). Он был способен проходить сквозь запертые двери (см. Иоанна 20:19,26), в одно мгновение преодолевать большие расстояния (см. Иоанна 6:21) и, наконец, вознёсся на небо (см. Луки 24:51; Деяния 1:9-11). Он получил воскресшее духовное тело. Он достиг неба и послал Своим ученикам Духа Святого для их утешения и укрепления. Это, как подтвердил апостол Пётр, доказало, что Иисус достиг неба (см. Деяния 2:33).
Как я узнаю, что слышу слово от Бога?
Нет определённого способа узнать наверняка, что то, что вы слышите, исходит от Бога, — если только человек не имеет опыта общения с Богом в течение длительного времени и затем не сверяет то, что он слышит сейчас, с тем, что слышал ранее. Такие люди привыкли распознавать голос Господа (см. Иоанна 10:27). Многие, однако, полагают, что они слышат голос Бога, тогда как на самом деле это не так. Как утомительны бывают слишком уверенные в своей духовности люди, которые всё время говорят: «Бог сказал мне — Бог сказал мне так — Бог сказал мне иначе». Им кажется, что каждая их мысль является откровением Господним. Но Бог не действует постоянно только таким образом. Он говорит с нами, но Он не болтает с нами все дни напролёт, как это кажется некоторым людям. Таков мой собственный опыт, и это согласуется с тем, что говорится по этому поводу в Библии. В Библии сказано, что мы можем определить, является ли кто-либо пророком, когда то, что он предсказывал, совершается (Второзаконие 18:33). Это весьма практический тест, и он срабатывает. Мой друг, который полагал, что слышит голос Божий, сказал мне: «Моим вторым ребёнком будет мальчик, Господь сказал мне об этом». Его вторым ребенком опять оказалась девочка. Тогда он сказал: «Бог сказал мне, что мальчиком будет не второй ребёнок, а третий». Его третьим ребенком опять оказалась девочка. И в этот момент он понял, что не слышит голоса Божьего, потому что то, что он слышит, предполагая, что это Божий голос, не осуществляется в действительности. Не существует короткого пути к духовному постижению. Вы должны научиться хождению с Богом и распознаванию Его голоса; в противном случае вы рискуете принять ваш собственный внутренний голос за Божий. Вы даже можете быть обмануты голосом сатаны. Кроме того, это могут быть суетные мирские голоса. Очень легко ошибиться в этой разноголосице. Обычно же Господь говорит с нами спокойным негромким голосом (1 Царств 19:11-13). Для того чтобы стало возможным услышать Его, требуется время, молитва и ожидание. Ведь Бог не расточает своих жемчужин. Он сказал: «Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдёшь Его, если будешь искать всем сердцем твоим и душею твоею» (Второзаконие 4:29). Бог не открывается всякому случайному наблюдателю, который возьмёт драгоценное и будет играть им. Я знал взрослых людей, обращавшихся с дарами Бога, как с безделушками, которыми можно играть. Для того чтобы угодить Богу и получить Его совет, человек должен стать серьёзным и целеустремлённым. Что же нужно делать, чтобы получить возможность слышать голос Божий? Чтобы достичь этого, нужно посвящать своё время Богу. Ведь конечная цель состоит не просто в получении указания от Бога, но в постижении Его. Бог может сделать трудным для нас вхождение в Его присутствие, потому что Он хочет увидеть, действительно ли мы готовы затрачивать духовную энергию и усилия для достижения этой цели. Закоснеем ли мы в каком-либо грехе? Избавимся ли от того, что нам мешает? Станем ли мы искать Его всем сердцем? Некоторые люди ждут всего лишь быстрого способа решения своих проблем. «Боже, скажи мне, как сделать деньги в этом бизнесе, пожалуйста. До новой встречи!» И этим всё заканчивается. Но Господь хочет, чтобы с Ним обращались почтительно и благоговейно, как Он того заслуживает. Он хочет изменить нас, а не просто дать нам быстрое решение. Мы никогда не изменимся, если не осознаем Его присутствия, не проведём с Ним много времени и не дадим Ему возможность очистить нас от склонности к греху.
Кто согласно Писанию становится святым?
Традиционная точка зрения на святость предполагает особенное почитание людей, которые прожили добрую святую жизнь. Это не библейская точка зрения. Согласно Писанию, тот, кто принял Иисуса Христа как Спасителя и родился свыше, становится святым не благодаря своим достоинствам и праведной жизни, но вследствие своих взаимоотношений с Иисусом Христом. Когда апостол Павел писал в другие города, он обращался в своих посланиях к «святым» в них. Он называл так каждого члена церкви. Свят всякий, кто освящён Иисусом Христом. Если мы не принадлежим Христу, наши достижения ничего не значат в очах Божиих. Разумеется, если Бог справедлив, а Он справедлив, то Он ценит труд христиан в этой жизни. Они получат свои награды на небе. Но, делая то, что мы можем, мы должны понимать, что мы делаем то, что делать обязаны, и что наша праведность — или святость — исходит от Иисуса Христа, а не от наших дел.
Как прощать врагов?
Первым шагом к прощению является осознание причин своей нетерпимости к врагам. Вы должны понять, кто ваш враг и что он сделал против вас. Затем вам следует осознанно произнести: «Я прощаю этому человеку его поступки против меня». Покайтесь в своих злых чувствах и просите Бога простить вас, так же как «и мы прощаем должникам нашим» (Луки 11:4). После этого начните молиться за ваших врагов. Иисус наказал нам молиться за врагов, чтобы преисполниться любви к ним. Когда вы молитесь за своих врагов и просите Бога удовлетворить их потребности и открыться им, вы побеждаете зло добром. Взамен внутренней борьбы с дурными мыслями, вы наполняете своё сознание положительными образами. Теперь вы находитесь на стороне ваших врагов, у вас появилась духовная заинтересованность в их благополучии. Если Господь исполнит ваши молитвы, как вы того желаете, то человек, за которого вы молитесь, будет благословлен, и вы познаете, что искупление — высшая форма прощения. Помните, что если вы просите Бога благословить кого-либо, благословение возможно. Господь не благословит грешника до тех пор, пока он или она не покается в грехах, не исправит содеянного и не станет угодным Богу. Так что, если вы просите Бога благословить кого-либо, кто причинил вам зло, результатом этих молитв может стать раскаяние грешника и появление у вас нового брата или сестры во Христе.
Что такое грех?
Грех есть отпадение от славы Божией. Мы грешим, когда не делаем того, чего хочет от нас Бог, или делаем то, чего Он не хочет. «Грех» — по-гречески «хамартиа», что значит «уклонение от цели». Если вы должны выстрелить в цель, но стреляете мимо, вы уклонились от цели. Цель Бога есть совершенство, полное совершенство. Всё, что уклоняется от Его совершенства и святости, есть грех.

Укажем еще два слова, которые относятся к особому виду греха. Первое — неправильность, неправедность, то есть уклонение, беззаконие. Это означает искажённое, извращённое желание сделать что-то противоречащее установленным нормам. Если наша норма — Иисус Христос, то поведение, не соответствующее Его примеру, следует считать неправедным. Второе слово — нарушение, преступление (закона). Преступление означает сознательное, добровольное нарушение известного закона или нормы. Вы знаете, чего желает от вас Бог в данном конкретном случае, но вы сознательно поступаете против Его воли. Неправедность искажает, ограничивает Божью волю о нашей жизни. Нарушение закона полностью отвергает её и разрушает нашу жизнь.
Это — исчерпывающее определение греха. Апостол Павел сказал: «Всё, что не по вере, грех» (Римлянам 14:23). Другими словами, нельзя допускать ничего сомнительного. Во многих жизненных сферах мы должны постоянно спрашивать самих себя, что верно (праведно) и что ошибочно (грешно). Одно и то же для одного человека может оказаться правильным, а для другого нет. Например, бегуну на длинные дистанции полезно съесть на ночь перед забегом пирожное или кекс. Он вводит в свой организм дополнительное количество углеводов — этот процесс называется углеводной нагрузкой, — и это очень полезно для хорошо тренированного спортсмена перед бегом на длинную дистанцию. Однако если человек страдает диабетом, он не должен есть сладкого и сдобного. Это причинит ему вред. Существуют разные стандарты питания для разных людей, причем это верно и для духовного служения. Если человек отправляется в дальнюю страну в качестве миссионера, ему необходимо оставить кое-какие привычные предметы быта, потому что это необходимо для его жизни в стране с более низкой культурой: наличие большого количества таких предметов повредит ему в общении с населением, которому он намерен проповедовать. С другой стороны, если человек отправляется в поездку в качестве представителя деловых кругов, то ему предстоит общаться, прежде всего, с равными по положению людьми. Если он будет жить в хижине и носить рабочую одежду, ему будет трудно поддерживать подобающие отношения с коллегами, равно как и разделить с ними свою веру. Для одного жить в роскошном доме может быть грехом, для другого нет. Это зависит от обстоятельств, потому что у Бога особый план для каждого из нас. Поэтому стандарт для всех многоразличных сфер и ситуаций нашей жизни — сама вера. «Всё, что не по вере, грех» (Римлянам 14:23). Мы должны подражать Христу и вовсе необязательно друг другу. Писание говорит: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Псалтырь 13:3), «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23), «от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Псалтырь 57:4). Но в Иисусе Христе можно обрести совершенство. Только во Христе мы можем «попасть в цель». Иисус — единственный безгрешный человек, другого никогда не было и не будет. Если мы веруем во Христа, то нас объемлет Его праведность. Единственный путь взойти на небеса — не иметь никакого греха. В Писании сказано: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). Когда мы со Христом, то какой бы грех мы не совершили, действуя в этом мире, он будет искуплен кровь Иисуса, если мы исповедуемся перед Ним.

Каковы мои обязанности, перед властью, правительством и каковы перед Богом?
Иисуса спросили: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Он ответил: «Покажите мне монету, которою платится подать». Ему принесли динарий, на котором было изображение кесаря. Тогда он спросил: «Чьё это изображение и надпись?» Говорят Ему: «кесаревы». Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфея 22:17-21). Это образцовая модель наших обязанностей перед властями. Мы должны платить налоги за те необходимые функции, которые осуществляют власти. Мы обязаны быть законопослушными и честными в нашей частной жизни (Римлянам 13:1-7). В особенности, мы должны быть информированными и активными гражданами своего государства. Мы не обязаны испытывать к властям ту преданность, которую испытываем к Богу. Ему принадлежит наше почитание и верность. Мы должны помнить, что власти существуют лишь постольку, поскольку Бог даёт им силы и способность управлять. Когда гражданские власти выходят за пределы, данные им Всемогущим Богом, они теряют права по отношению к гражданам. Когда апостолы предстали перед властями тех времён, им было приказано не говорить об Иисусе. Они же отвечали, что не могут молчать о том, что видели и слышали (Деяния 4:18-20). Несмотря на то, что им угрожали тюрьмой, побоями и другими наказаниями, они продолжали нестилюдям свою веру. Апостолы были убеждены, что власть изживает себя, раз она стала запрещать им поклоняться Богу и провозглашать свою веру в Иисуса. В Соединенных Штатах мы полагаем, что наше правительство черпает свою власть из воли граждан. Мы верим, что Бог дал нам некоторые неотъемлемые права, вытекающие из принципа гуманности. Если люди поддерживают правительство, то оно может делать необходимые и полезные вещи, например: строить дороги и порты, содержать армию, устанавливать судебную власть и денежную систему, устанавливать общие стандарты и делать многое другое, что невозможно отдельным людям. В нашем обществе в роли кесаря выступает весь народ. Когда нам предлагают отдавать кесарю кесарево, это означает, что мы сами ответственны за своё правительство. Именно поэтому мы должны нести службу в государственных учреждениях, быть осведомлёнными о государственных делах, принимать участие в выборах и в политической жизни вообще на всех её уровнях. Это часть наших обязанностей перед «кесарем». Богу мы обязаны духовной преданностью. Мы даём Ему десятину, наши приношения, нашу верность и хвалу. Государству же мы отдаём нашу гражданственность, информированность и налоги. Мы также посвящаем государству нашу службу на политическом поприще и государственную службу на всех уровнях. Кто-то может спросить: «Каковы же права граждан при диктатуре и коммунистических режимах?» В принципе, люди наделены одними и теми же правами повсеместно. Каждый человек должен иметь право на частную жизнь, собственность, свободу передвижения, свободу совести. Но существуют правительства, например коммунистические, которые не дают людям этих свобод. В коммунистическом мире господствуют совсем другие представления. Это не изменяет порядка, данного Богом. Люди, живущие в коммунистических государствах, должны иногда не подчиняться властям. Они должны продолжать говорить и свидетельствовать свою веру в Бога, даже если это приведёт их к определённым лишениям. И многие там идут за это в тюрьмы. Многих избивают, пытают и лишают прав. Когда они выходят из тюрем, они продолжают свидетельствовать о своей вере и молиться. Мы, американцы, не можем даже представить, что претерпевают эти люди ради своей веры. Тем не менее, мы должны помнить, что когда апостол Павел писал в Послании Римлянам, что христиане обязаны платить налоги тем, кому они принадлежат по праву, и что гражданская власть не страшна для добрых дел, а лишь для злых, то это происходило при римских императорах-тиранах (Римлянам 13:1-7). Он сказал также, что христиане обязаны молиться за власти, чтобы те вели мирную и угодную Богу жизнь. Это надлежит делать для того, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тимофея 2:1-4). Такие молитвы следует возносить даже за плохие власти и правительства.
Что значит родиться свыше? Должен ли я родиться свыше, чтобы стать христианином?
Да, чтобы спастись, вы должны родиться вновь, свыше. Если вы не спасены, то вы не христианин, к какому бы вероисповеданию вы ни принадлежали и как бы ни называли себя сами. Что значит родиться свыше? В Библии рассказывается, как член синедриона по имени Никодим пришёл ночью к Иисусу. Он сказал: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога». В действительности это означало: «Научи меня, как найти Бога». Иисус оборвал разговор и произнёс: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял и спросил, что значит «родиться свыше»: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Далее Иисус говорит о Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа… Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоанна 3:1-18). Иисус говорил Никодиму, что тот должен родиться свыше от Духа Божия и воды, под которой я понимаю воду крещения (хотя есть и другие толкования, согласно которым это воды первого рождения или само Слово — как сказано в Ефесянам 5:26: «очистив банею водною, посредством слова»). Это преображение нашей жизни Духом Божиим, которое равносильно второму рождению. Через пророка Иеремию Бог сказал, что Он напишет закон на сердцах Своего народа (Иеремия 31:33). Это результат нового рождения. Теперь закон Божий не на каменных скрижалях, а в сердце. Оно направляется изнутри, когда человеком начинает руководить Дух, наставляя его к послушанию праведности Божией. Вначале Бог сказал: «Вы праведны верой», потом Он дал вам Духа Святого, чтобы вы могли праведно жить. Если вы родились свыше, вы исполняете праведные требования закона, будучи руководимы Святым Духом. Это процесс возрождения, который превращает грешника в святого, подготовленного для Царствия Божия: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:3)
Здесь будет ваш следующий вопрос
Напишите нам и мы разместим ответ.
Translate »